Туннель Веспасиана Тита – интересное древнеримское инженерное сооружение. Оно предотвращает наводнения в небольшом городке на самом юге современной Турции.
Краткая предыстория
Задолго до появления туннеля Веспасиана Тита, примерно в 300 г. до н.э. македонский полководец Селевк I Никатор основал на нынешнем юго-восточном побережье Турции город Селевкия Пиерия.
Городок расположился к северу от устья реки Оронт у подножия гор Аманус. Селевк назвал его Пиерия, потому что эти места напоминали ему одноименный район Македонии.
Вскоре Пиерия стала основным морским портом в регионе Антиокия-дель-Оронтес. К тому же это был стратегический пункт для контроля над сирийским районом. По этой причине в 64 году до н.э. его завоевали войска Помпея. Таким образом город вошел в состав Римской империи.
Зачем был построен туннель Веспасиана Тита
Периодически с гор Аманус вода спускалась в Пиерию, проходила через центр города и уходила в море в районе порта. Сначала это не было проблемой, но через несколько десятилетий в порту начали накапливаться отложения, переносимые рекой. Это потребовало регулярных уборок и изъятия грунта. Проблема обострялась во время оттепели, когда река поднималась, вызывая частые наводнения.
Именно поэтому в I веке нашей эры, когда императором был Веспасиан из династии Флавиев, было решено изменить направление течения реки. Для этого нужно было отклонить русло так, чтобы она огибала город, а не пересекала его.
Проектирование и строительство туннеля
Были спроектированы дамба и канал, который проходит через два искусственных туннеля, достигая 875 метров в длину. Примечательно, что все они вырыты в скале.
Работа шла долго. Сам Веспасиан не дождался её завершения. После него работами руководил его сын Тит. И наконец, во 2 веке туннель был закончен при императоре Антонине Пии.
Как выглядит туннель Веспасиана Тита
Каменная плотина имела высоту 16 метров (сегодня она уменьшилась до 4 метров из-за скопления наносных отложений), ширину 5 метров и общую длину 175 метров. Она расположена на высоте чуть более 44 метров над уровнем моря.
Завершается плотина неглубокой насыпью длиной 126 метров вверх по течению. Далее следует подходный канал длиной 55 метров, ведущий в первый участок туннеля. Он прямоугольной формы и вырезан из известняка.
Первая часть туннеля имеет куполообразную форму. Её высота на входе составляет 5,8 метра, ширина 6,3 метра и длина 90 метров. Через три метра после входа сечение туннеля приобретает почти прямоугольную форму — 6,9 м в ширину и 6,5 м в высоту на выходе.
Второй канал длиной 64 метра и высотой от 25 до 30 метров соединяет этот первый участок туннеля со вторым.
Вторая часть туннеля имеет длину 31 метр, ширина и высота у входа по 7,3 метра. Это выше, чем у выхода (ширина 5,5 метра и высота 7 метров). В обоих туннелях есть небольшой канал для транспортировки родниковой воды, вырезанный в стене, шириной 0,4 метра и высотой 0,3 метра.
На выходе из второй секции туннеля есть арка акведука, пересекающая сливной канал. Длина этого канала 635 метров.
Расчетная производительность системы составляет около 70 кубометров воды в секунду, а у туннелей — 150 кубометров в секунду. Вся система была построена исключительно с использованием человеческих сил, чтобы защитить город от наводнений и предотвратить заиление порта, одновременно удовлетворяя потребности города в воде.
Туннель Веспасиана Тита строился с помощью легионеров и еврейских пленных, захваченных Титом при взятии Иерусалима в 70 году нашей эры.
По данным ЮНЕСКО, это один из лучших образцов римской инженерии и одно из уникальных сооружений римского мира для решения городских проблем. Причем туннель сохранился до наших дней практически без повреждений.
Сегодня вы можете посетить его у подножия гор Нур, рядом с современным городом Шевлик, примерно в 35 км к юго-западу от Антакьи (древняя Антиохия).
Несмотря на систему отвода рек и все усилия, приложенные на протяжении десятилетий, к 5 веку порт сильно загрязнился, и город пришел в упадок, потеряв свое важное значение. В 540 г. н.э. он был завоеван Сасанидами и окончательно оставлен вскоре после этого.
Что касается системы туннелей и каналов, то французский археолог Виктор Шапо, посетивший их в начале 20 века, обнаружил, что там, где канал резко изгибается на запад, он оказался прорванным. По его словам, эта брешь не естественного происхождения. Археолог считает, что дыра была сделана намеренно во время арабского вторжения. Именно через это отверстие до сих пор уходит значительная часть мусора.