Площадь Сан Марко в Венеции (Piazza San Marco) – обязательное место для посещения любого туриста.
Знаменитая фраза, небрежно брошенная когда-то Наполеоном, сегодня на устах многих экскурсоводов Венеции — «Эта площадь – самая элегантная гостиная Европы». Именно о площади Святого Марка говорил полководец.
И действительно, она похожа на светский салон. Три её стороны окружают галереи, а с четвертой вы увидите удивительно красивый собор Святого Марка.
Стоит помнить, что приставка «сан» во многих языках обозначает слово «святой». В нашем случае Сан Марко означает Святой Марк. Поэтому и собор, и площадь можно называть и «Сан Марко» и «Святого Марка».
С наступлением сумерек по периметру площади зажигаются огоньки электрических ламп. Со стороны старинных кафе долетают звуки скрипки. В воздухе летает невероятная атмосфера, и просто нельзя не согласиться с великим Бонапартом.
На площади Сан Марко расположены легендарные кафе. Но самым известным является заведение под названием «Флориан». Его открытие датируется 1720 годом. С тех пор за столиками этого старинного кафе побывали многие великие личности не только Италии, но и других стран мира. Сегодня точно так же, как и несколько столетий тому назад, люди здесь отдыхают на старых стульях, наслаждаются звучанием музыкальных инструментов и запахом ароматного кофе. Цена небольшой чашечки изысканного ристретто может приближаться к 10 евро. А все потому, что именно здесь в свое время пили кофе Джордж Байрон и Эрнест Хемингуэй.
Примечательно, что эта площадь — самое низкое место Венеции. При паводках площадь Святого Марка становится неглубоким озером. Чтобы попасть в кафе, местным жителям и туристам нужно надевать резиновые сапоги и передвигаться по специальным деревянным настилам.
Интересный факт – Площадь Сан Марко – единственное место Венеции, которое называется именно piazza (по-итальянски «площадь»). Все остальные называют campo (в переводе «поле» или «площадка»)
Пьяцетта Святого Марка (Piazzetta San Marco)
Площадь Святого Марка в южной части имеет ответвление, которое называют пьяцетта (дословно «маленькая площадь»). Раньше на месте Пьяцетты Святого Марка (Piazzetta San Marco) была гавань. Она была внутренней для площади Сан-Марко. Но её засыпали и присоединили к основной площади в качестве атриума.
Пьяццетта ограничена с востока Дворцом Дожей. С запада возвышается библиотека Марчиана, спроектированная архитектором Якопо Сансовино. Южную часть омывает Канале-ди-Сан-Марко (или Bacino San Marco).
Итак, чтобы вы понимали, Пьяцетта Сан Марко — это небольшая территория, которая начинается от Кампанилы собора Святого Марка и заканчивается у Гранд-канала.
Украшают Пьяцетту две большие колонны (Святого Марка и Святого Теодора), прибывшие в Венецию в 1125 году. Они стали трофеями с востока. Венеция, будучи мощной морской державой, в 1099 году предоставила военную помощь Константинополю, откуда в виде военных трофеев и прибыли колонны.
Интересный факт – на самом деле было три колонны. Но третья затонула при разгрузке и затерялась в илистом дне Венецианской лагуны. Поднять её оказалось нереально, так как вес каждой колонны порядка 100 тонн. Кстати, эту колонну не нашли до сих пор.
На левой колонне высится крылатый бронзовый лев, датируемый 4-м веком н.э. Его считают символ Святого Марка. Другую колонну венчает изваяние с мраморной головой Митридата Понтийского, водружённой на торс римлянина времён императора Адриана. Это фигура символизирует Святого Теодора.
Интересный факт – В старину между этими колоннами приводились казни и приводились в исполнение более мягкие наказания (например, преступников заковывали в колодки). И теперь считается плохой приметой ходить между колоннами.
Колонна Святого Теодора
Колонна Святого Теодора (Colonne di San Todaro) – один из трех гранитных монолитов, захваченных в ходе военных походов на восток.
Как вы помните, третья колонна затонула. Но две другие были благополучно переправлены на берег, где и находились невостребованными до 1196 года.
Что-либо делать с такими огромными монолитами никто не брался, пока, наконец, не отыскался архитектор Никколо Баратьери. Он обязался установить колонны, однако потребовал себе за это особую плату. Баратьери стал получать доход от азартных игр, проходящих непосредственно у колонн, на специальных столиках.
Обе колонны были установлены только в конце 12-го века.
Колонна Святого Теодора, установленная ближе к западу, имеет капитель с мраморной скульптурой. Это фигура воина Феодора Тирона, или Святого Теодора.
Сейчас на колонне установлена копия, а оригинальная скульптура находится на хранении во Дворце Дожей.
Сам оригинал неоднороден: голова – от скульптуры Митридата Понтийского. Её доставили из Константинополя, как и колонны. А торс взят от статуи римского полководца, о котором известно только то, что он жил во II веке. Символом морского могущества Венеции служит крокодил. Он размещён у ног Святого Теодора.
Сам же Святой Теодор воспринимался раньше как покровитель Венеции. В давние времена неподалёку от того места, где сегодня стоит Собор Святого Марка, существовал более старый храм, посвящённый святому Теодору.
До сих пор, невзирая на признание нового покровителя Венеции, Святого Марка, прежний венценосный рыцарь остаётся самым почитаемым святым в городе. Кстати, кроме Венеции, такого почитания Святого Теодора не наблюдается в других католических странах.
Колонна Святого Марка
Колонна Святого Марка (Colonne di San Marco) – вторая из двух оставшихся монолитных колонн на Пьяцетта Сан Марко.
Эта колонна установлена с восточной стороны. На её верху, на капители, расположилась статуя льва с крыльями, выполненная из бронзы. О её происхождении достоверных данных нет. Одни считают, что её привезли из Китая. Другие – что это бывшая персидская химера, ставшая в результате переделки крылатой. Третьи усматривают в бронзовой статуе искусство ассирийское, византийское или сасанидское. А Джон Рёскин, английский искусствовед, склонялся к мысли о том, что это – творение местных венецианских мастеров-литейщиков 13-го века.
Одно время бронзовый лев обитал в Париже и сторожил Дом Инвалидов, по повелению императора Наполеона I. Однако впоследствии всё-таки был возвращён в Венецию. Но путешествие не прошло для льва бесследно — его разбили на 84 куска. Куски подверглись переплавке. Архитектор Бартоломео Феррари, который собрал все эти куски, в итоге представил конструкцию, состоящую фрагментарно из разных видов металлических частей (латуни, свинца и бронзы). Они были соединены в одно целое посредством многочисленных швов и болтов. А одна лапа вообще оказалась цементной.
Впоследствии льва не раз реставрировали, и от подлинника остались только голова с гривой и два фрагмента лап. При последней реставрации, в 1985 году, льва взвесили – оказалось, что его вес 2,8 тонны.
Что касается возраста статуи, то его определили в 2 500 лет. Мнение учёных всё-таки склонилось в сторону Ассирии, города Тарс. Там такие вещи делали в 5 веке до н. э.
Реставрация завершилась в 1991 году, и с тех пор лев вернулся на своё законное место на гранитной стеле.
Интересный факт — На постоянное место «жительства» льва торжественно сопровождали жители города в венецианской гондоле, украшенной цветами, в сопровождении нарядного кортежа гондол.
Эти колонны были вывезены венецианцами во время 4-го Крестового похода, когда они шли освобождать Гроб Господень, а оказались под стенами Константинополя. Третью, затонувшую колонну так и не стали поднимать, потому что итак награбили запредельно. Знаменитая квадрига на Соборе Святого Марка тоже была ими привезена из Константинополя. Собственно, после Крестовых походов на восток, в североитальянских республиках и расцвели искусства, Ренессанс, зародилась буржуазия. Это доказывает то что чудес не бывает, такой грандиозный подъем возможет только за счет того что было много денег, а как только финансовые потоки сместились к туркам, испанцам с португальцами для итальянцев сказка закончилась