Порто Флавия когда-то был необычным портом на юго-западном побережье Сардинии, второго по величине острова в Средиземном море. Фактически это небольшое отверстие в известняковых скалах над морем, ведущее прямо к шахтам городка Масуа.
На шахтах добывали цинк, свинец и другие полезные ископаемые, в том числе и серебро. Руду доставляли через 600-метровый туннель конвейерными лентами в устье туннеля. Затем механическая рука загружала руду прямо на морские суда. Гениальная гавань была построена в 1924 году инженером Чезаре Вечелли. Он назвал ее Порто Флавия в честь своей дочери Флавии.
Где находится
Порто Флавия расположен недалеко от города Масуа на территории коммуны Иглесиас в юго-западной части итальянского острова Сардиния.
Зачем построили Порто Флавия
До того, как была построена эта гавань, руду приходилось доставлять с шахт на морское побережье. Делалось это вручную – руду помещали в плетеные корзины, и на плечах переносили в традиционные сардинские лодки.
Интересный факт – в такую лодку помещалось до 30 тонн !!! руды
Руду отправляли на остров Карлофорте в 30 километрах южнее. Постепенно ей заполняли трюмы пароходов и транспортировали на литейные заводы во Франции, Бельгии и Германии. Процесс загрузки судов был дорогим, медленным и опасным. Груженые рудой лодки часто тонули в бурных морях. В плохую погоду для полной загрузки парохода в Карлофорте требовалось до двух месяцев. И даже в хороших условиях судно загружалось рудой не менее семи дней.
В 1922 году шахты Масуа купила бельгийская компания Vieille Montagne Company. Владелец шахт попросил итальянского инженера Чезаре Вечелли найти решение, позволяющее уменьшить время и стоимость погрузки руды на пароходы.
Вечелли осмотрел побережье Масуа и нашел идеальное место высоко в скалах напротив островка Пан-ди-Зуккеро.
Здесь море было достаточно глубоким для кораблей и хорошо защищено от ветра и волн, чтобы обеспечить безопасную швартовку, в то время как руда могла отгружаться прямо со скал.
Технические особенности Порто Флавия
Конструкция Вечелле состояла из двух туннелей, расположенных друг под другом. Длина каждого была около 600 метров. Туннели связаны девятью огромными вертикальными резервуарами для перерабатываемой руды.
В верхнем туннеле курсировал электропоезд. Он доставлял руду в резервуары. В нижнем туннеле использовалась конвейерная лента. Она принимала руду из резервуаров и доставляла ее в погрузочный док, где другая конвейерная лента на подвижном рычаге складировала руду прямо в пароход, пришвартованный у основания утеса.
Резервуары, высеченные прямо в скале, могли вместить более 10 000 тонн руды. Каждый резервуар имел диаметр от 4 до 8 метров и высоту 20 метров.
Как это построили?
Специальная команда экспертов по скалам и взрывчатке работала днем и ночью, чтобы завершить строительство в рекордно короткие сроки.
Рабочие начали бурить верхний туннель, расположенный на высоте 37 метров над уровнем моря, с помощью динамита и механических дрелей, пока не достигли моря. Затем они повисли на веревках и начали бурить нижний туннель с обрыва, в 16 метрах над уровнем моря, в противоположном направлении под верхним туннелем. Таким образом, они сбрасывали удаленные камни прямо в море. Наконец, резервуары были построены путем создания отверстий в базальтовых породах, начиная с их дна и поднимаясь вверх. Это снова облегчило удаление щебня, хотя такая процедура была очень опасной.
Интересный факт — Несмотря на то, что при работах практически игнорировались меры безопасности, о жертвах при строительстве не сообщалось. А вот при строительстве знаменитого Панамского канала погибло более 20 000 человек.
Строительство заняло всего два года, и закончилось в 1924 году, что было весьма коротким периодом для работы такого масштаба. Выходы туннелей, обращенные к морю, были украшены бетонными башнями и декоративными шильдиками. По большому счету они были необязательными для работы порта, но их попросил построить владелец компании как знак престижа.
Интересный факт — Когда Порто Флавия начал действовать в 1924 году, он сократил затраты на транспортировку руды на 70 процентов, что позволило компании Vieille Montagne быстро завоевать значительную долю рынка.
В стандартных условиях погрузочный док мог доставлять на судно более 500 тонн руды в час. Теперь полная загрузка парохода проходила примерно за 2 дня.
Строительство Порто Флавии окупилось менее чем за два года и считалось техническим чудом в горном деле. Открытие нового терминала загрузки оставило многих моряков из Карлофорте без работы, нанеся ущерб экономике близлежащих островов.
Условия труда в Порто Флавии были значительно лучше, чем на шахтах. Но и здесь были опасные участки работ. Например, одно из наиболее рискованных заданий выполняла так называемая «Смертная бригада» (Squadra della Morte). Группа рабочих спускалась на веревках внутрь резервуаров и сбивала застрявшую руду.
Порто Флавия в наши дни
Значение Порто Флавии уменьшилось в 1960-х годах после снижения объема добычи полезных ископаемых. В 1990-х годах, после закрытия шахт, Порто Флавия также закрылась. Сегодня этот объект находится под защитой ЮНЕСКО, и его посещают туристы.
Эта техническая достопримечательность принадлежит компании IGEA SpA, которая занимается консервацией старых горнодобывающих предприятий. Экскурсии проводятся в туннеле каждый день под руководством бывших рабочих или горных техников.
Гений итальянских и других европейских инженеров всегда на высоте. Я вначале подумала . что это древнеримское сооружение. Очень красиво , романтично , хочется там побывать и всё увидеть своими глазами.