Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – одна из главных достопримечательностей Флоренции. И естественно это одно из самых привлекательных и посещаемых мест города. Собор входит в рейтинги самых впечатляющих мировых произведений искусства.
В 13 веке горожане захотели создать собор, который отразил бы растущее мировое влияние Флоренции. Строительство длилось более 100 лет. Руководство возложили на нескольких знаменитых архитекторов, среди которых Джотто и Пизано. К 1420 году Филиппо Брунеллески увенчал собор внушительным куполом. Причем этот купол стал своеобразным архитектурным прорывом того времени. Кстати, он все ещё поражает архитекторов своей конструкцией.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре — третий по размерам храм Италии. Его длина 152 м., а ширина 90. Высота церкви 114 метров.
Великолепный фасад создан в 1800-х годах. До этого фасад снесли около 300 лет назад. Центральный вход и фасад собора, пожалуй самые впечатляющие на площади Дуомо. Их ослепительная красота подчеркнута переливами красного, белого и зеленого мрамора.
Вид собора снаружи
Несмотря на то, что фасад возвели только в начале 19 века, он соответствует церковному готическому стилю Средневековья. Он отлично гармонирует с колокольней Джотто. Фасад отделан тосканским мрамором и украшен причудливыми узорами.
В нишах установлены статуи. Обратите внимание, как чередуются цвета. Это сделано специально, чтобы показать две главные основы флорентийского искусства — «прямота и красота».
Над главным входом расположено большое розовое окно. А по бокам окна поменьше.
На дверях вы увидите бронзовые барельефы, посвященные Святой Марии. Ей же посвящен и сам собор. Обязательно обойдите церковь по периметру до того как войти внутрь. Вы увидите впечатляющие входы со всех четырех сторон здания. Особенно примечателен Порта делла Мандорла — вход с левой стороны.
Что внутри собора
После величественного фасада и массивных входных групп, вас удивит умеренность внутренней обстановки. Как и в большинстве итальянских церквей интерьер со временем стал более лаконичным. Украшения были удалены. В результате остались парящие готические арки и каменные колонны.
Войдя внутрь, не спешите смотреть на купол. Для начала посмотрите на 44 окна. Они образуют крупнейшие витражи Италии в XIV-XV веках. А теперь можете поднять голову и поразиться великолепием купола. Изнутри он не менее впечатляющий, чем снаружи. Когда вы посмотрите вверх, то увидите часы. Так вот их стрелки двигаются в обратную сторону.
Не пропустите 3 розовых окна. Их витражи созданы Лоренцо Гиберти. Он кстати, больше знаменит своими бронзовыми панелями на дверях баптистерия, который находится рядом с храмом.
Проходы и апсиды
В двух проходах по обе стороны расположились скульптуры, уникальные картины и фрески. В северном проходе (слева от основного алтаря) изображен Джон Хоквуд на коне. Это командир флорентийской армии наемников. Здесь же вы увидите портрет знаменитого поэта Данте.
Всего здесь три апсиды. Это округлые участки, образованные короткими рукавами романского креста в архитектурном плане собора. В апсидах приютились несколько часовен.
Обратите внимание на пол. Здесь вы увидите неприметный гномон Тосканелли 1468 года. Это древний астрономический прибор, который использовали для научных расчетов. 21 июня (в день летнего солнцестояния) солнечные лучи попадают сквозь специальное отверстие в куполе на металлическую пластину гномона.
В южной апсиде вы найдете старинную фреску «Мадонна-дель-Пополо» работы Джотто.
Ризницы
Три апсиды разделены двумя ризницами. В них священники готовятся к службе. Каждая ризница украшена работами мастера Луки делла Роббиа. В Новой Ризнице вы найдете изображение Воскресение Христово (создано в 1444 году).
Удивительная бронзовая дверь тоже создана Роббиа. Десять панелей изображают Святую Мария с младенцем Иисусом, Иоанна Крестителя, евангелистов и других библейских персонажей.
Именно в этой ризнице в 1478 году Лоренцо Великолепный (глава Флорентийской республики эпохи Возрождения) и его брат Джулиано спрятались, когда на них напали прямо во время мессы. В Старой Ризнице вы увидите 2 терракотовых подсвечника в виде ангелов. Оба работы Луки делла Роббиа.
Хор и купол
Под куполом расположился хор и высокий алтарь. Восьмиугольная балюстрада из мрамора украшают 88 барельефов. Распятие над алтарём создано в 1495-1497 годах Бенедетто да Майано.
Ваш взгляд однозначно привлечет огромной купол. А он в свою очередь опирается на каменные колонны, которые легко выдерживают его вес. У основания колонн находятся 8 статуй апостолов.
С внутренней стороны купола вы увидите величественная фреска «Страшный суд» работы Джорджо Вазари. Он начал создавать её в 1572 году, а вот завершал этот шедевр уже Федерико Цуккари в 1579 году. Представьте, насколько трудно было работать мастерам, будучи подвешенными под сводами купола.
Купол Брунеллески
Его величественность захватывает дух.
Но не менее захватывающая лестница ведет к его вершине. После осмотра купола изнутри и снаружи, отправляйтесь прямо внутрь купола. И это не метафора. Конструкция купола состоит из внешней и внутренней оболочек. Таким образом, можно побывать непосредственно между ними.
Путь к вершине пройдет через 463 ступени. В ходе подъема вы осмотрите этот шедевр, созданный без несущего каркаса. Метод архитектора Брунеллески, был в том, чтобы возводить кольца, используя кирпичную кладку в форме елочки. Каждое кольцо фактически держало себя, а последующее кольцо строилось на нем.
Добравшись наверх, вы сможете попасть внутрь фонаря со шпилем высотой 21 метр. Он построен в центре верхней части купола.
Вокруг фонаря на куполе Брунеллески расположилась отличная смотровая площадка. Вся Флоренция отсюда оказывается буквально на ладони. В ясные дни вы сможете до горизонта увидеть тосканские холмы.
Лестницу к вершине купола вы найдете там, где северный проход соединяется с апсидой. Стоит помнить, что этот подъем не рекомендован людям с акрофобией (боязнь высоты), клаустрофобией (боязнь замкнутых пространств), а также проблемами с сердечно-сосудистой системой или дыханием.
Подземелье Санта Репарата
С крыльца храма лестница ведет вниз к остаткам древней церкви Санта-Репарата. Её построили в 4-5 веках. Затем расширили в 8 и 11 веках. В 1375 году церковь снесли, а на её месте стали возводить собор. Однако под собором сохранились подземелья. Их обнаружили в 1965 году в ходе раскопок.
Нежданной находкой в 1972 году оказалась усыпальница самого Брунеллески. Теперь вы сможете увидеть её в небольшом музее, посвященному церкви Санта-Репарата.
Колокольня Джотто
Второе место по значимости после внушительного купола Брунеллески занимает колокольня Джотто. Она возвышается на 81 метр. Её начали строить по проекту Джотто ди Бондоне ещё в 1334 году. Однако архитектор вскоре скончался. Строительство продолжил в 1337 году уже другой архитектор – Андреа Пизано. А вот завершил проект в 1387 году Франческо Таленти. Здание украшают барельефные панели и ниши со статуями.
Совокупность зданий площади Дуомо — Собор Санта-Мария-дель-Фьоре с куполом Брунеллески, Колокольня Джотто и Баптистерий — сделали это место одним из красивейших архитектурных ансамблей в мире. Баптистерий мы подробнее описали в статье Достопримечательности Флоренции.
Подробную информацию про эти достопримечательности вы узнаете на официальном сайте, посвященному Площади Дуомо.