Аэропорт Гибралтара (иногда его называют Северный фронт) – это один из самых экстремальных и опасных аэропортов мира. Кроме того, что его взлетно-посадочная полоса обрывается в море, тут часто дуют сильные ветра. Из-за этого посадка и взлет здесь довольно сложные.
Но и это еще не все: взлетно-посадочную полосу аэропорта прямо посередине пересекает автомобильная дорога. Как вы понимаете, машинам периодически приходится уступать дорогу (а вернее взлетную полосу) воздушным судам. Аэропорт Гибралтара, пожалуй, единственный в мире, где дорога пересекает взлетно-посадочную полосу.
Интересный факт – по данным одного исторического телеканала США, Гибралтарский аэропорт вошел в пятерку самых экстремальных аэропортов в мире.
А вот вам еще один необычный аэропорт на острове Сен-Мартен. Там гигантские самолеты пролетают практически в нескольких метрах над головами туристов на пляже Махо.
Где находится
Аэропорт Гибралтара построен на территории небольшой заморской и спорной территории Великобритании в южной части Пиренейского полуострова. Аэропорт расположен недалеко от Гибралтарского пролива на маленьком одноименном полуострове.
Общая информация
Гибралтарский гражданский аэропорт обслуживает британскую заморскую территорию. Гибралтар — крошечный полуостров, площадь которого составляет всего 6,8 км2.
Несмотря на то, что этот аэропорт гражданского назначения, фактически он принадлежит Министерству обороны Великобритании.
Аэропорт построили в 1939 году в начале Второй мировой войны на территории ипподрома. Тогда Гибралтар стал военно-морской базой британцев, и служил в качестве запасного или аварийного аэродрома. Но позже взлетно-посадочная полоса была расширена и увеличена. Сейчас длина полосы 1700 метров. Это позволяет принимать более крупные самолеты.
Почему дорога пересекает взлетно-посадочную полосу?
Отсутствие здесь ровного пространства стало причиной того, что единственная взлетно-посадочная полоса уходит в море. Но самой большой необычностью аэропорта стала пересекающая его дорога — авеню Уинстона Черчилля. Она ведет к границе с Испанией.
Пара небольших шлагбаумов закрывает автомобильное движение, когда самолет садится или взлетает. Но это не очень загруженный аэропорт. Обычно здесь 30-50 рейсов в неделю, все они исключительно ИЗ или В Великобританию.
Интересный факт — В 2017 году аэропортом воспользовались 571 184 пассажира, и было обработано 4 888 рейсов.
Сейчас в некоторые дни аэропорт Гибралтара принимает порядка семи самолетов. Как правило, среднее время, когда автодорога закрывается для проезда, составляет десять минут. Но был случай, когда проезд для автомобилей перекрыли на 2 часа. Тогда проводилась полицейская операция по задержанию преступника в одном из самолетов.
Если вы думаете, что на небольшой территории с очень неровным рельефом ничего нельзя построить, то прочтите про стадион Хеннингсвер на скалистом острове вблизи Норвегии. Мало того, что этот стадион лежит практически среди скал, так он еще и соответствует строгим правилам УЕФА.
Еще одна особенность аэропорта Гибралтара
С 19 века существуют взаимные претензии между Испанией и Великобританией по поводу принадлежности этой территории. Вплоть до начала 21 века страны вели споры за Гибралтар. Испания даже запрещала пролеты над своей территорией для британских воздушных судов из Гибралтара.
В 2006 году были сняты все ограничения на полеты в аэропорт Гибралтара, в том числе запрет полетов над Испанией и исключение Гибралтара из всех соглашений ЕС о воздушном транспорте. Фактически были разрешены любые гражданские рейсы из всех стран в Гибралтар.
Для начала были попытки организовать рейсы в Испанию (в Мадрид и Барселону) и в Марокко (в город Маракеш и Танжер). Но идея не увенчалась успехом. Главным образом из-за небольшого потока пассажиров и нерентабельности таких авиаперелетов.
В итоге аэропорт Гибралтара фактически является воздушным путем, связанным только с основными аэропортами Великобритании (лондонский Хитроу, Бристоль, Гатвик и Манчестер).
Как долго будет дорога пересекать взлетно-посадочную полосу?
Естественно пересечение дороги и взлетной полосы негативно сказывается и на работе аэропорта, и на работе автомагистрали.
Планировалось построить новую дорогу в обход аэропорта, а возможно и туннель под взлетной полосой.
Долгое время велись расчеты, и в конечном итоге решили проложить дорогу к востоку от аэропорта. Работы идут полным ходом и вскоре завершатся. Но авеню Уинстона Черчилля останется для проезда спецтранспорта.