Мост Гонконг-Чжухай-Макао в Китае стал самым длинным морским мостом в мире. Это чудо китайской мысли и техники протянулось на целых 55 километров. Причем мост имеет как традиционную конструкцию с вантовыми элементами, так и подводный участок.
Обычно название моста сокращают до аббревиатуры HZMB. Это соответствует первым буквам в оригинальном названии Hong Kong–Zhuhai-Macau Bridge.
Где находится
Мост построен в водах залива Лингдингян в устье реки Чжуцзян (её еще называют Жемчужной рекой) в южной части Китая.
Как видно из названия моста, он соединяет особый административный район Гонконг, город Чжухай в провинции Гуандун и Макао (отдельный административный район).
Из каких участков состоит самый длинный морской мост
Необычная конструкция мост-тоннель содержит три обычных моста и один подводный тоннель. В состав моста входят ещё четыре искусственных острова. 2 построены задолго до появления проекта моста. А 2 соответственно уже в процессе строительства. Общая длина моста 55 километров.
Первый участок пути совсем небольшой. Он начинается в районе между Макао и Чжухаем. Этот путь представляет собой искусственную дамбу длиной примерно 1200 метров и мост около 800 метров. Этот участок соединяет материковую часть Китая с первым искусственным островом.
Отсюда начинается второй и самый длинный участок моста. Его протяженность 22,9 километра. На этом участке 3 вантовых моста протяженностью от 280 до 460 метров. Это позволяет легко проходить морским судам под мостом.
Виадук пересекает залив, в который впадает река Чжуцзян, и заканчивается вторым искусственным островом. Он является границей между надводным и подводным участками моста с западной стороны.
Далее следует подводный тоннель длиной 6,7 километра. Он проложен под заливом и выходит на поверхность уже перед административной границей Гонконга на третьем искусственном острове.
Подводный тоннель построен так, чтобы не мешать проходу судов в этом районе.
Заключительный участок пути это виадук протяженностью 9,4 километра. Его конечной точкой стал остров ЧекЛапКок. Здесь находится международный аэропорт Гонконга. Это четвертый искусственный остров. Он лежит в северной части острова Лантау.
История моста Гонконг-Чжухай-Макао
Гордон Ву, основатель компании Hopewell Holdings, предлагал концепцию моста-тоннеля, связывающего Гонконг и Макао, еще в 1980-х годах. В 1988 году Ву отправил эту идею в Гуандун и официальные учреждения Пекина. Он планировал построить мост севернее современного.
В середине 1989 года на площади Тяньаньмэнь вспыхнули протесты, и про мост забыли.
Маршрут моста, предложенный Гордоном Ву, поддержало правительством города Чжухай.
В середине 1990-х годов Чжухай построил мост между материком и островом Циао. Он должен был стать первым участком маршрута. Хотя окончательная схема прохождения моста не была одобрена ни китайским правительством, ни руководством Гонконга.
Власти Китая поддержали проект только 30 декабря 1997 года. Правительство Гонконга пока сомневалось и просчитывало возможное воздействие моста на окружающую среду.
20 сентября 2002 года на Китайско-Гонконгской конференции по координации крупных инфраструктурных проектов решили провести совместное исследование по целесообразности реализации проекта.
В 2003 году стороны все же пришли к компромиссу и решили построить мост, который соединил бы Гонконг с Макао и Чжухаем.
Интересный факт – Мост, конечно же, является важным инфраструктурным проектом. Но есть мнение, что это попытка китайских властей интегрировать Гонконг в Китай. Дело в том, что и Гонконг, и Макао формально неотъемлемая часть Китая, но фактически это обособленные административные регионы. Здесь свои правительства, своя политика и свои правовые системы.
Строительство моста
После долгих финансовых переговоров было решено, что 22% стоимости возьмут на себя власти Китая, Гонконга и Макао. Остальные 78% составит заём, предоставленный Банком Китая.
Полная стоимость проекта оценивается в 19 миллиардов долларов.
Строительство моста HZMB с китайской стороны началось 15 декабря 2009 года. А со стороны Гонконга началось только в декабре 2011 года. Это связано с юридическими проблемами, вызванными воздействием моста на окружающую среду. Власти Гонконга долго не могли уладить разногласия с экологическими организациями.
Трагический факт – При строительстве моста погибло 19 человек. Из них со стороны Китая 9 человек, а со стороны Гонконга – 10. Число пострадавших по разным данным от 234 до 600 человек. Но с другой стороны это ничтожно мало по сравнению с количеством погибших и травмированных при строительстве Панамского канала. Там погибло порядка 22 000 человек.
Ключевые даты строительства
- Последняя башня моста построена 2 июня 2016 г.
- Последний элемент подводного туннеля был установлен 12 июля 2016 г.
- Полностью тоннель завершен 2 мая 2017 г.
- Строительство основной части моста (виадук и подводный тоннель) было закончено 6 июля 2017 г.
- Полностью строительство всего моста завершено 6 февраля 2018 г.
- 24 октября 2018 г. мост торжественно введен в эксплуатацию.
Мост рассчитан на 120 лет эксплуатации.
Интересные факты
- Для строительства моста Гонконг-Чжухай-Макао было использовано около 400 000 тонн стали. Этого хватило бы для строительства 55 Эйфелевых башен
- Автомобильное движение на мосту правостороннее. Но в Гонконге и Макао движение левостороннее. Поэтому водителям приходится перестраиваться с правостороннего движения на левостороннее и обратно
- Мост Гонконг-Чжухай-Макао один из первых, где водителям, во время проезда, необходимо носить приборы для контроля частоты сердцебиений и учета артериального давления. Это сделано для обеспечения безопасности. Вся информация стекается в центр по управлению мостом. К тому же здесь установлены специальные камеры для контроля за водителями, которые зевают. Если он зевает более 3 раз за 20 секунд, то такая камера отправляет предупредительные сигналы
- Мост HZMB связывает три крупных города Гонконг, Чжухай и Макао. Они географически близки, но разделены водой. С появление моста, время в пути между Чжухаем и Гонконгом сократилось с 4 часов всего до 30 минут
- В 2017 году антикоррупционная комиссия Гонконга арестовала 21 сотрудника компании Jacobs China Limited (это один из подрядчиков строительства) за фальсификацию результатов испытаний моста. Отделение автомобильных дорог Гонконга снова провело испытания после этого. Все результаты соответствовали строгим стандартам безопасности
- Гонконгское отделение Фонда Дикой Природы обвинило строителей моста в уменьшении популяции белых дельфинов в местных водах