Есть во Франции потрясающее чудо инженерной и конструкторской мысли – знаменитый виадук Мийо (во французском оригинале Viaduc de Millau). Это самый высокий автомобильный мост как минимум в Европе, а как максимум в мире (все зависит от некоторых технических аспектов определения конкретной высоты). Он построен по вантовой системе — то есть мост фактически висит в воздухе, но поддерживается особой конструкцией из жестких опор и гибких стальных тросов.
Где находится мост Мийо
Виадук можно увидеть в 4 километрах к юго-западу от города Мийо (отсюда и название самого моста) на юге Франции на территории региона Окситания. Он проложен над долиной реки Тарн и входит в состав заключительного участка трассы А75, соединяющей Париж с городом Безье на берегу Средиземного моря.
Общее описание
Виадук Мийо — фантастическое зрелище. Этот мост выглядит очень легким и воздушным. Его протяженность 2 460 метров. На нем по 2 полосы движения в обоих направлениях. Общая ширина составляет 32 метра, это эквивалентно 17 взрослым мужчинам с вытянутыми руками, как показано на рисунке ниже.
Мост поражает своими размерами. Целых 343 метра в высоту, что на 19 метров выше знаменитой Эйфелевой башни. Стоит отметить, что это абсолютный показатель высоты самой большой опоры вместе с пилоном.
Максимальная высота автомобильного полотна – 270 метров над долиной, а его толщина 4,2 метра.
Виадук возведен по вантовой технологии и держится на 7 опорах высотой от 77 до 245 метров. Каждая из опор установлена в 4 колодца 15-тиметровой глубины и диаметром 5 метров.
Высота всех пилонов одинакова – 87 метров. На каждом 11 пар сверхпрочных стальных канатов (обычно из называют ванты), способных выдерживать нагрузку от 900 до 1 200 тонн каждый (зависит от длины, чем короче трос, тем больше нагрузку он выдержит). Всего здесь 154 ванты. Такой запас прочности вполне оправдан, так как вес стального каркаса дороги 36 000 тонн (а это в 4 раза превышает вес все той же Эйфелевой башни).
Мост Мийо не прямолинейный, а имеет незначительный изгиб в горизонтальной плоскости радиусом около 20 км, а также уклон в 3,025% с юга на север.
Не пропустите самую крутую улицу в мире. Её уклон такой, что терять там равновесие крайне опасно.
На мосту 8 пролетов. Крайние по 204 метра длиной, а остальные 6 по 342 метра.
При строительстве использовано 85000 кубометров бетона общим весом 206 000 тонн, при этом совокупный вес моста порядка 290 000 тонн.
Расчетный ежедневный транспортный поток до 25 000 автомобилей.
Застройщик дает на виадук гарантию 120 лет.
Стоимость работ и договор концессии
Общая стоимость проекта – 400 млн евро. Для привлечения средств правительство Франции решилось на договор концессии.
Компания Eiffage победила в тендере и финансировала строительство в обмен на право сбора оплаты за проезд в течение 75 лет, вплоть до 2080 года (это и есть принцип концессии). Но, если концессия станет давать высокие доходы, французское правительство может взять на себя управление мостом раньше.
История виадука Мийо
Строительство трассы А75 и виадука стало необходимо из-за увеличения транспортного потока по трассе No9. Обычно летом на ней наблюдались большие заторы, ведь этот путь выбирало большинство путешественников, стремящихся в соседнюю Испанию.
До того как мост Мийо был введен в эксплуатацию, все автомобили проезжали через одноименный город и периодически создавали там транспортный коллапс. А это и недовольство местных жителей, и повышенное загрязнение окружающей среды. К тому же крупные пробки практически сводили на нет все достоинства трассы А75.
Изначально рассматривалось 4 варианта завершающего участка трассы А75, но в конечном итоге остановились на строительстве именно моста в районе города Мийо.
Разработку и реализацию проекта поручили инженеру Мишелю Вирложо (Франция) и архитектору Номану Фостеру (Англия).
Последовательность событий
- В 1987 году разрабатываются первоначальные эскизы
- Осенью 1991 года принимается решение о конкретном месте строительства моста
- В июле 1996 года утверждается вантовая технология его возведения
- Окончательное одобрение концессии произошло в октябре 2001 года
- Торжественная закладка так называемого «первого камня» прошла 14 декабря 2001 года
- В январе 2002 года стартовало строительство фундамента для опор, а в сентябре того же года уже монтировали настил моста
- Строительства опор завершено в ноябре 2003 года.
- Дороги с южной и северной сторон подошли друг к другу впритык 28 мая 2004 года и тут же было объявлено о стыковке дорожного полотна, хотя фактически для этого потребовалось еще несколько дней
- Подъём пилонов был окончен в середине лета 2004 года
- Проверку моста под нагрузкой в 920 тонн начали проводить в ноябре 2004 года
- Торжественное открытие состоялось 14 декабря 2004 году при участии Жака Ширака (на тот момент президент страны). Но для проезда транспорта мост открыли только спустя 2 дня. Примечательно, что мост открыли раньше срока (его планировали открыть 10 января 2005 г.)
Технические особенности моста Мийо
Такое потрясающее сооружение имеет множество интересных технических решений и особенностей.
Ванты
Отдельное внимание стоит уделить стальным канатам – вантам. Металлический трос имеет тройную защиту от ржавчины.
- гальваническая обработка
- покрытие защитным восковым составом
- дополнительное полиэтиленовое экструдированное покрытие
По внешней поверхности канатов по всей длине проходят специальные гребни в форме спирали. Это сделано для предотвращения быстрого стекания по ним воды. Без этой технологии возможно появление сильных вибраций вант особенно в дождь с сильным ветром.
Дорожное покрытие
Стальной каркас дорожного полотна покрыт сверху особым видом асфальтобетона. Целых 2 года исследований понадобилось для поиска оптимальной формулы покрытия, в основе которого минеральная смола.
Материал оказался достаточно мягким для адаптации к деформациям металла, не создавая трещин. Но он соответствует и традиционным требованиям к дорожному покрытию, таким как износостойкость, сцепление покрышек, плотность, отсутствие наплывов и колейности.
Всего использовалось 9 000 тонн специального асфальтобетона и 1 000 тонн стандартного асфальтобетона.
Электрика и системы безопасности
Такая гигантская конструкция содержит десятки километров различных электрических кабелей. Здесь целых 30 км высоковольтных кабелей, 20 км оптоволоконных и 10 км слаботочных кабелей. На виадуке предусмотрено 357 телефонных точек, расположенных в разных участках моста. Это сделано для быстрой связи обслуживающих команд как с центром управления, так и между собой.
Виадук Мийо буквально усыпан различными датчиками и системами слежения за состоянием моста. Вся эта совокупность контрольной аппаратуры предназначена для отслеживания малейших колебаний и сдвигов всей конструкции и её отдельных участков. Приборы измеряют температуру, изменения уклонов, скорость и направление ветра, а также массу других параметров.
На самой большой опоре измеряют деформацию целых 12 датчиков-тензометров. Они способны уловить сдвиг буквально в микрометр. Причем проводится до 100 измерений в секунду. Все данные о состоянии виадука стекаются в центр контроля и управления, расположенный в районе пункта оплаты проезда.
На самом ли деле мост Мийо самый высокий?
У виадука масса конкурентов. Есть конструкции значительно выше и шире, но у каждого есть свое НО. В основном это методы измерений и технические особенности.
Например, в Колорадо (один из штатов США) есть мост Ройал Гордж (в оригинале Royal Gorge Bridge). Он пролегает на высоте 321 метр относительно поверхности земли, НО — это мост только для пешеходов.
Сейчас мост Мийо уступает по высоте расположения дороги непосредственно дороги китайскому мосту на реке Сыдухэ. Его высота 472 метра над ущельем. И тут есть свое «НО» — опоры этого моста, как и прочих высочайших мостов лежат на холмах, а не на дне пересекаемого ущелья. А вот у виадука Мийо опоры установлены прямо на дне ущелья. Поэтому с конструктивной точки зрения именно мост Мийо имеет право носить титул самого высокого в мире.
Лучшие места для обзора виадука Мийо
Конечно же, такой достопримечательный мост хорошо виден издалека, но есть места, с которых он смотрится максимально эффектно.
Кейп-Кост-Брунас
Отличный обзор виадука и его окрестностей. Отправляйтесь из города Мийо по дороге D 992 в сторону Альби/Тулузы. У деревни Криссель поверните на улицу Брунаса и пройдите 5 км по узкой дороге к смотровой площадке.
Лузенсон
Примерно в километре по прямой к западу от деревушки Сен-Жорж-де-Лузенсон есть смотровая площадка с отличным видом на мост Мийо. Следуйте указателям на Альби/Тулузу до Сен-Жорж де Лузенсона. Затем отправляйтесь по указателям на смотровую площадку Лузенсон.
Деревня Пейре
Она расположена на берегу реки Тарн всего в 2 километрах к западу от виадука. Отправляйтесь туда из города Мийо по дороге D 41.
Зона отдыха на северном краю Виадука Мийо
Эта обзорная площадка предлагает необычные виды моста. Из города Мийо воспользуйтесь дорогой RD991 в северном направлении. На кольцевой развязке Бергер, в 7 км от города Мийо, 4-й съезд в сторону зону отдыха. Далее пешком около 500 метров на юг.
Мост Леруж (Lerouge Bridge)
Этот мост сейчас находится на месте «старого моста» (Pont Vieux), смытого наводнением в 1758 году. Отсюда открывается отличный обзор на виадук Мийо. Особенно на закате. Эта точка обзора лежит недалеко от центра города.
Терраса Беффрой-де-Мийо
Это колокольня, известная как Башня царей Арагона. Восьмиугольная башня 17-го века возвышается на 42 метра над центром старого города. Посещение открыто с середины июня до середины сентября. Для получения дополнительной информации посетите Туристический центр Мийо, он расположен напротив башни.
Виадук Мийо и спорт
Мост не предназначен для пешеходов, но по нему все же проходят забеги.
В декабре 2004 года 19 000 бегунов смогли пробежаться по мосту, но только до первого пилона. Дальше их не пустили, так как мост был все еще закрыт для движения.
13 мая 2007 года — 10 496 бегунов все-таки пересекли виадук Мийо. Общая дистанция забега составила 23,7 километра
С тех пор каждые 2 года здесь проводятся забеги, во время которых мост перекрывают для движения транспорта на 3-4 часа.
Интересные факты
- Виадук Мийо является единственным платным участком на всем протяжении высокоскоростной трассы A75. Стоимость проезда варьируется от 3,9 евро для мотоциклов, 6 евро для легковых авто и до 28,9 евро для тяжелых грузовых автомобилей
- В 4 км севернее виадука в районе деревни Сен-Жермен есть только один пункт оплаты проезда на протяжении всей трассы А75. Здесь же находятся строения группы технического обслуживания и эксплуатации моста, стоянка и туалет. Совокупная стоимость этого комплекса — 20 миллионов евро
- Мост Мийо удостоен трех рекордов Гиннеса
— Вторая по счету опора с северной стороны под кодовым обозначение Р2 признана самой высокой в мире. Её высота 245 метров
— Самая высокая конструкция «опора+пилон». Та же опора Р2 плюс пилон плюс толщина дорожного полотна, в итоге совокупная высота целых 343 метра
— Самое высокое автодорожное полотно над землёй — 270 метров. Правда этот рекорд сейчас превзойден уже несколькими другими мостами - В 2018 году Michelin Green Guide присвоил максимальные 3 звезды Виаду Мийо. Это аналогично мишленовским ресторанным звездам, но только в области достопримечательностей
- Ежедневно около 50 человек осуществляют постоянное дежурство на виадуке. Это техобслуживание, ремонт, безопасность и сбор оплаты
- В 2006 году мост Мийо получил премию за выдающуюся структуру от Международной ассоциации мостостроения и конструкторской инженерии
- Формально виадук Мийо может быть закрыть в случае экстремально сильного ветра, но на практике такого еще не было
- Через каждые 500 метров расположены аварийные телефоны для связи в случае нештатных ситуаций
- В честь открытия виадука Мийо была выпущена почтовая марка
Чтобы получше узнать о виадуке, посмотрите следующее видео. Не обращайте внимание на подпись Миллау. Это просто буквенный перевод французского названия моста Millau.