Вандомская площадь в Париже это целый квартал интересных зданий. Они окружают площадь, посреди которой возвышается огромная колонна. Она известна как Вандомская колонна или Аустерлицкая.
Площадь появилась в городе во времена Людовика XIV. Когда-то на этом месте находилось имение герцога Вандомского, сына короля Генриха IV. Поэтому и площадь стали называть Вандомской (иногда площадь Вандом).
Где находится
Вандомская площадь расположена почти в самом центре Парижа в 3 километрах восточнее легендарной Эйфелевой башни.
Географические координаты 48.867460, 2.329441
Немного истории
Весь квартал спроектировал архитектор с громким именем Жан Ардуэн-Мансар. Его идея состояла в сооружении так называемой королевской площади. Она представляла собой классический квадрат из зданий и в центре – статуя монарха на коне. Строительство началось с водружения монумента. Он отличался огромным помпезным париком. Модель скульптуры до сих пор хранится в российском Эрмитаже. Только после этого началась застройка периметра площади зданиями.
Финансировалось строительство за счёт государственных средств, и на определённом этапе выделение денег прекратилось. Мансару пришлось срочно удешевлять проект. Он проделал это с большой изобретательностью. Во-первых, изменил форму площади, срезав углы, а во-вторых, заменил чердаки жилыми этажами с потолком по форме крыши. Короче говоря, Мансар придумал новый архитектурный элемент – те самые знаменитые мансарды.
Во времена Великой Французской революции со статуей самодержца безжалостно расправились, её скинули с пьедестала и переплавили. В годы правления Наполеона I на пустом пьедестале установили колонну, свидетельствующую о военных победах. При рождении она получила имя Аустерлицкая, но потом её переименовали.
В отелях Вандомской площади стали селиться финансисты и другие граждане с приличным достатком. На этой же площади некоторое время Российская империя содержала посольские особняки.
Особняки
На Вандомской площади любопытны несколько зданий. В основном тем, кому они в разное время принадлежали.
Вот, например, домом No 12 одно время владел барон Бодар де Сен-Джеймс, казначей морского флота Франции. Его запомнили благодаря подарку, сделанному им королеве Марии-Антуанетте. Это было ожерелье стоимостью в 800 тысяч франков. Как раз в этом здании размещалось русское посольство на протяжении десяти лет в период с 1839 по 1849 годы.
В этом особняке за несколько месяцев до своей кончины поселился Фредерик Шопен. Последние сто лет дом принадлежит ювелирам Шоме. Это известная фамилия. Один из представителей династии соорудил корону для Наполеона и ещё несколько знаменитых вещей.
Дом No 13 вошёл в историю тем, что как раз на его фасаде был укреплён эталонный метр, изготовленный из мрамора. Жителей столицы таким образом приучали к новой мере длины. Первым владельцем особняка был Люильер, позднее там разместилось министерство юстиции.
В доме No 14 сразу после разгрома Наполеона в 1814 году разместилось посольство Российской империи.
Дом No 15 – это знаменитый отель «Ритц», одна из самых роскошных гостиниц Парижа. Здесь останавливались Скотт Фитцджеральд и принцесса Диана, а так же другие известные люди.
А вот в доме No 16 долгое время обитал Франц-Антон Месмер. Он был австрийцем по происхождению, а прославился своей идеей о так называемом животном магнетизме. В 80-х годах XVIII века его учение было очень модным. Весь парижский бомонд лечился с его помощью от нервных болезней. Месмер тогда чрезвычайно разбогател, но не сумел вовремя остановиться и потребовал себе замок и много денег. Такой гордыни французы ему не простили. Моментально организованная правительственная комиссия быстренько объявила его шарлатаном и вознамерилась предпринять в отношении наглого знахаря меры репрессивного характера. Будучи предупреждённым почитателями Месмер вовремя успел сбежать в Англию, где и продолжал практиковать свой метод. Любопытно, что в России тогда тоже поддались идеям «животного магнетизма».
В домах под 17 и 19 номерами проживали представители семейной династии банкиров Кроза. Они запомнились потомкам тем, что собрали выдающуюся коллекцию живописи лучших мастеров Европы. Екатерина II её у них перекупила. Теперь она хранится в Эрмитаже. Среди картин, собранных Кроза, есть полотна Рембрандта, Рубенса, Рафаэля и Тициана.
А в доме No 23 проживал тоже своего рода изобретатель. Это был шотландец Джон Лоу, создатель первой в мире финансовой пирамиды. Он основал в 1725 году «Индийскую компанию», которая должна была осваивать американские владения Франции, и устроил торговлю её акциями. В число акционеров вошли уважаемые люди и даже тогдашний глава королевства. Акции были выпущены в безумном количестве и оказались ничем не подкрепленными. Но умелая реклама привлекла к ним безумное количество народа. Кончилось всё плохо. Народ потерял свои денежки, а вот Лоу успешно скрылся с деньгами.
Вандомская колонна (она же Аустерлицкая колонна)
Колонна Вандомской площади является пожалуй самым заметным сооружением. Её сделали по образу знаменитого Траянского столпа в Риме, но Аустерлицкая колонна превысила его на целых 14 метров. Высота колонны 44 метра, и это без статуи Наполеона на её вершине.
Колонна выполнена из бронзы, которую переплавили из австрийских и русских пушек. Они, в свою очередь, были трофеями Аустерлицкого сражения.
Интересный факт — для изготовления Вандомской колонны потребовалось 1250 орудий.
На стволе колонны установлено 76 барельефов, на которых изображены сцены военных походов армии Наполеона 1805 года.
Аустерлицкую колонну установили на пьедестале из мрамора, который остался от бывшей королевской статуи. Пьедестал обильно украшен бронзовыми изображениями оружия и других военных трофеев захваченных наполеоновской армией.
Колонну построили в августе 1810 года. Изначально её венчала статуя Наполеона в римской тоге. Но в 1814 году победившие французскую армию союзники её сняли и переплавили в памятник Генриху IV, который был установлен на Новом мосту. Колонну же долго украшал белый флаг. Через 20 лет король Луи-Филипп велел снова водворить на верхушку колонны статую Наполеона, только теперь это был «маленький капрал».
Парижская коммуна, сильно проредившая памятники Парижа, не обошла вниманием и Вандомскую колонну. Глава комиссии по искусству художник Гюстав Курбе объявил её символом ложной славы и настоял на её сносе. Колонну аккуратно свалили в навоз под улюлюканье толпы. А потом после падения коммуны Курбе было предписано всё вернуть, как было, причём за свой счёт. Художник разорился, собирая деньги. Но колонна была установлена на место.
Позднее на неё снова водрузили статую Наполеона в императорской тоге. Больше колонну не трогали. А статую «маленького капрала» отнесли и установили возле Дома Инвалидов.