Лердальский тоннель на данный момент является самым длинным автомобильным тоннелем на планете.
В Норвегии практически невозможно перемещаться между населенными пунктами, не пересекая горы. Те, кто путешествовал по Норвегии, знают, как красива эта страна. К сожалению, ее сложная география, обилие гор, ледников и лабиринты фьордов иногда создают условия, при которых зимой некоторые норвежские общины остаются отрезанными друг от друга и от цивилизации. Чтобы проложить пути сообщения, которые не зависят от погодных и сезонных условий, зачастую приходится создавать их прямо сквозь скалы, то есть строить тоннели.
Лердальский тоннель – одна из дорог, связывающих отдаленные районы страны.
Где находится Лердальский тоннель
Тоннель соединяет муниципалитеты Лердаль и Эурланн в районе Согн-ог-Фьордане в юго-западной части Норвегии и является участком дороги Е16 между Осло (столица государства) и Бергеном, вторым по величине городом страны.
Лердальский тоннель в цифрах
- Длина – 24,51 км
- Ширина – 9 метров
- Средняя высота – 7,5 метров
- Минимальная высота – 5 метров
- Начало строительства – 15 марта 1995 года
- Дата ввода в эксплуатацию – 27 ноября 2000 года
- Горы, в которых проложен тоннель, достигают 1600 метров в высоту
- Максимальная нагрузка до 400 автомобилей в час
- Средний дневной поток 1000 автомобилей
- Среднее время проезда – 20 минут (в конце статьи можете посмотреть видео проезда по тоннелю, правда звуковое оформление ролика как говорится «на любителя»)
- Стоимость проекта 1,082 миллиарда норвежских крон (или 113,1 млн долларов США)
- В Лердальском тоннеле две полосы движения в противоположных направлениях
Безопасность Лердальского тоннеля
Одной из основных проблем, стоящих перед инженерами, была поддержание водителей в тонусе в ходе 20-минутного монотонного движения с одинаковым пейзажем за окном. Это действительно очень важно для водителей, которые могут потерять концентрацию, что приведет к несчастному случаю.
Для этого Лердальский тоннель имеет небольшие изгибы между прямыми участками дороги, а через каждые 6 км пути можно встретить большие пещеры. Всего таких пещер три. Они предназначены для того, чтобы разбавить монотонность пути, дать возможность водителю отдохнуть или развернуться в случае необходимости. Для людей с клаустрофобией такие пещеры станут своеобразной отдушиной. Пещеры делят весь тоннель на 4 примерно равных участка. Помимо трех больших пещер, через каждые 500 метров есть аварийные ниши.
Освещение и полоса грохота
Особое внимание было уделено освещению. Основной тоннель (участки между пещерами) освещается в белых тонах, имитирующие дневной свет. В пещерах присутствует синее освещение с желтыми огнями по краям, чтобы создать впечатление восхода солнца.
В центре, между полосами движения присутствует «полоса грохота». Это специальная рифленая поверхность, при проезде по которой образуется повышенный шум от колес. Таким образом, даже если водитель потеряет бдительность, он сразу сконцентрируется на дороге.
Система очистки воздуха в Лердальском тоннеле
В тоннеле нет многочисленных вентиляционных выходов. Поэтому второй важной проблемой при проектировке стала система подачи и очистки воздуха.
Лердальский тоннель стал первым тоннелем, оснащенным собственной установкой очистки и вентиляции воздуха.
Большие вентиляторы втягивают воздух из обоих входов, а загрязненный воздух отводится через один единственный вентиляционный выход. Этот выход и сама установка по очистке расположена в отдельной 100-метровой пещере в 9,5 километрах от южного конца туннеля со стороны муниципалитета Эурланн. Плюс к этому существуют электростатические и угольные фильтры, которые кроме удаления пыли, очищают воздух от двуокиси азота.
Дополнительные системы безопасности
В туннеле нет аварийных выходов. В случае аварий или пожара предусмотрен ряд мер предосторожности. Через каждые 250 метров есть аварийные телефоны, обозначенные «SOS». Они позволяют оперативно связаться с полицией, пожарными или медицинскими службами. Огнетушители размещены через каждые 125 метров. Причем если используется аварийный телефон или извлекается огнетушитель, то на протяжении всего тоннеля загораются стоп-сигналы и знаки «поворот» и «выход», а на обоих входах-выходах включаются знаки «тоннель закрыт».
Интересные факты
- Всего в Норвегии более 900 тоннелей общей протяженностью порядка 750 км., и как минимум 33 их них проложены под водой
- В период строительства из Лердальского туннеля было вывезено 2 500 000 кубических метров горных пород
- В Лердальском тоннеле проводилась свадебная церемония
- Так как в регионе очень мало прямых дорог, то некоторые водители в тоннеле стали разгоняться и превышать скорость, поэтому сейчас на всем протяжении пути установлены камеры фиксации превышения скорости
- Несмотря на то, что над тоннелем миллионы тонн скальных пород, внутри есть мобильная связь. Для этого проложена специальная проводка
- На обоих входах в Лердальский тоннель установлены камеры, фиксирующие входящие и выходящие автомобили